среда, 24 сентября 2008 г.

Услуги брокера (и немного о маркетологах)

Давным-давно, разработал на коленке схемку продвижения брокерских услуг клиентам. Подобная схема может быть интересна, поскольку учитывает основные пожелания большинства клиентов и позволяет брокерам "паковать" свои продукты. Под "упаковкой" я понимаю вариант предоставления услуги, по варианту сотовых операторов. В этом случае при подключении мы получаем определенный пакет услуг, который потом можем дополнительно настроить с помощью определенных модулей: sms-оповещение, e-mail-оповещение, различные варианты предоставления отчетности, настройки торговой системы, аналитика и т.п. В основе схемы лежат основные пожелания клиентов, типа: "хочу торговать много и сам", "ой, у меня денежка осталась, я ничего не умею, вы пристройте куда-нибудь", "я считаю, что рынок сейчас падать будет, но не уверен" и т.п. Понятно, что схема сия очень и очень схематична (простите за тавтологию), но ведь все можно доработать и дополнить!..
Маркетологи, наверное, забракуют мою схему, ведь их скорее всего в университетах такому не учили, а как показывает мой опыт общения с дипломированными маркетологами, дальше базовой программы и нескольких стандартных книжек они пойти попросту не способны. Смотрел я давеча видеокурс MBA от какого-то отечественного гуру маркетинга, дык он прямо сказал: "то, чему учат на специальности "маркетинг" в российских ВУЗах и СУЗах, называется халтура"! При этом маркетологи без диплома, как правило, демонстрируют высокую осведомленность в делах, умение мыслить широко и глубоко, начитанность, огромный инструментарий, в конце-концов с ними элементарно интересно общаться! Все перечисленное отнюдь не эфимерные достоинства, поскольку в случае "маркетолога с дипломом" обычно встречаешь мальчика или девочку, которые ничерта не смыслят за пределами своей профессиональной сферы (а часто и внутри ее!) и на любые твои вопросы и пояснения смотрят абсолютно пустыми тупыми глазами.
Что же касается маркетинга, рекламы и PR в общем и целом (вы уж простите, что я все валю в одну кучу! - по мне, все одна шайка-лейка), то я глубоко убежден в их абсолютной неэффективности. На мой взгляд 95% (два стандартных отклонения :) ) рекламы не работает. Маркетологи же оправдывают свои колоссальные бюджеты кучей отговорок типа: "отложенного эффекта", "выхода на новую аудиторию", "реклама хорошая, продукт - говно", "бюджет слишком маленький" и т.п. Либо же пишут в свои заслуги любые доходы фирмы, чтобы свести концы с концами. Все это не говоря о том, какую ересь подают нам в рекламе и различных пресс-релизах. Тем не менее, руководители почему-то верят в этих людей и отдают им самые лакомые кусочки со своего стола!
Еще в случае маркетологов меня радует синдром "солидной фирмы": это когда маркетолог вместо недорогой, но качественной и необычной сувенирки, заказывает дорогостоящую штамповку, которая хоть и смотрится солидно (издалека!), но до действительно солидных вещей не дотягивает. Один знакомый маркетолог с дипломом до сих пор не может понять, какое отношение имеют глиняные бык и медведь, которых вылепили мои друзья за символические деньги, к сувенирной продукции брокерской компании!
Но, вернемся к "пакетированию" брокерских услуг. Думаю, что крупные брокеры с большим потоком клиентов рано или поздно придут к чему-нибудь подобному, если уже не пришли. А вот мелкие и средние предпочтут работать в индивидуальном режиме с каждым отдельным клиентом (этакий private banking для простых смертных). Правда в этом кроется одна опасность: в крупных фирмах индивидуально работают только с действительно крупными клиентами, расходы на обслуживание которых с лихвой покрываются доходами. В случае мелких и средних брокеров, любой клиент с минимальным депозитом в определенный момент времени начинает воспринимать себя "пупом земли" и требовать, требовать, требовать - в итоге затраты уже перестают окупаться, но обслуживающей его фирме уже сложно будет сойти с накатанных рельс и придется прогибаться под любого "проблемного" клиента! Нет, для клиента-то это хорошо и я лично всегда призывал, призываю и буду призывать инвесторов с относительно небольшими суммами идти к региональным брокерам, а не в филиал крупной компании. Поверьте мне, вы абсолютно ничего не потеряете: QUIK един для всех, тарифы сейчас мало различаются, профессионализм менеджеров у региональных брокеров как правило выше, чем в представительствах и филиалах "крупняка", где нередко встречаются маркетологи без дипломов на должностях инвестиционных консультантов. И, последнее на сегодня, в случае возникновения какой-ибо проблемы решить ее с местным брокером (имеется в виду фирма, которая достаточно известна в городе последние 5-7 лет минимум!) гораздо проще, чем с неведомым "московским начальством"!

UPDATE Здесь лежит схемка.

2 комментария:

  1. Вот уж действительно интересно было почитать. Лучше всякой универской лекции :)

    Сам учу маркетинг и заодно финансовыми делами интересуюсь.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Я уже и забыл про этот текст - почти год назад написан. С тех пор кое-что изменилось, появились новые соображения - надо будет обновить. )))

    ОтветитьУдалить