четверг, 20 августа 2009 г.

Часть 2. Работа за еду (продолжение)

*Барабанная дробь* Изящный бизнес № 2, или К чему может привести тяга к прекрасному

Пожалуй, это был именно тот случай, когда работодателю было интересно получаемое мной образование (надо сказать, и без учета региональных перегибов вполне специфическое — культурологическое). Культурология (как наверное и маркетинг) является тем словом (но не понятием!!!), за которое хватается руководитель, испытывая потребность превратить своё неизбывное абстрактное томление о лучшей жизни в качественный производственный прорыв. Галерея коллекционного искусства искала менеджеров и мне было суждено пройти забавный естественный отбор.
Оставив за скобками леденящие душу подробности, перейду к тому, что в результате долгих весьма эмоциональных выяснений отношений, самоанализа и не всегда адекватных реакций руководства выпало в нерастворимый осадок:

  1. я – ярко выраженный наёмный работник, т.е. не идеальный, конечно, но уж точно психология «самодеятельности» как частного предпринимательства мне чужда
  2. я, как и 99% людей, работаю по совести, а не за деньги, т.е. если мне вдруг станут платить в два раза меньше, я не стану работать в два раза хуже, честное слово!
    Поэтому, когда слышу реплики, что за эти деньги нормально работать не стоит, вот платили бы нормально, тогда бы нормально и работали, а сейчас просто бамбук курим от звонка до звонка, то я точно знаю, что это ложь чистой воды.
  3. а еще я точно знаю, что работать надо в то время, когда есть работа, а не в то время, которое указано на режимной табличке, точнее даже так: в то время, которое указана на режимной табличке работать просто необходимо, а в другое время необходимо доделывать то, что не успел (живя по таким понятиям я имею полное право устраивать истерики на тему «магазин открылся на 3 минуты позже»).

Последний пункт связан с тем, что в переводе на более или менее официальный язык моя должность в этом арт-логове называлась «менеджер по проектам», и не важно какими были эти проекты, главное, что этот трудовой опыт был далек от приятного просиживания за столом с пилочкой в руках под потоками охлажденного воздуха где-то слева от кофемашины…

Даже если вспомнить, что плата за труд была символической (принимая во внимание, что начисления производились только на основе результата без поправок на изъятое - иногда вполне насильственными методами - время), то я бы повторила все от и до; особенно сильно я полюбила и возблагодарила этот кусок жизни столкнувшись с поиском сотрудников несколько лет спустя (подробней об этом будет чуть позже).

К этому мероприятию Наташа приложилась (ее на фотке нет) Итак, что же я все-таки делала? Администрировала всяческие проекты (выставки, творческие конкурсы, презентации разнообразных новых коллекций) разрабатывала сувенирку и т.д. Что же я из этого вынесла? Есть вещи, которыми заниматься не стоит, т.е. не стоит вкладывать в них деньги, называя это бизнесом или инвестированием, или, по крайней мере, не стоит вкладывать деньги только в них, ведь в том, что касается живописи и предметов искусства особенно в глубинке всё зависит от сиюминутных тенденций моды и настроения, и даже если речь не идет о последнем куске хлеба, то небольшое колебание курса доллара или изменение стоимость барреля нефти не позволит даже более чем обеспеченному человеку радоваться каждой прожитому дню и не даст купить очередную картину в очередную гостиную или загородный дом. (Вложение в недвижимость — тема отдельная, ей доверяют, она же не двигается!!!) Не думаю, что многие из вас часто совершают покупки предметов искусства или интерьера, для меня это уже достаточный аргумент, чтобы не вкладывать в их розничную продажу заёмные деньги.
Еще я поняла, что планирование — это сила! Скажу точнее, отсутствие планирования — это больше чем слабость, это верная смерть! Мы же начинали строить (писать, проговаривать, а иногда и сооружать) план действий только накануне (лучше ближе к полуночи) неизбежного краха. Т. к. состояние провала было хорошо знакомо моей руководительнице и историю галереи стоит воспринимать как историю мучительного конца, то я научилась отказываться от иллюзий и запретила себе носить розовые очки. Мне категорически не нравилось, что лидирующем устремлением начальствующей «бизнес-леди» была надежда на чудо. Один раз это даже привело к ее смертельной обиде на меня, ведь подвергнув ситуацию простому анализу, я озвучила вывод о нецелесообразности очередного кредита в условиях, когда сумма долга только за аренду помещения превосходит потенциальный полугодовой доход, даже если то самое чудо не заставит себя ждать. Меня обвинили в слабохарактерности и не желании работать, я нашла самый логичный выход из «производственного конфликта», а через год после моего ухода признав значительно возросшие долги галерея съехала в небытие, став еще одним городским мифом.

Многие мои однокурсники (точнее однокурсницы) в то время, пока я ломала копья в арт-джунглях, промышляли продажей сотовых телефонах в крошечных салонах связи или впаривали косметику, числясь где-то в рядовых пехоты сетевых пирамид. Голый финансовый итог у нас был примерно одинаковый (иной раз они видели деньги даже чаще), но я работала раза в три интенсивней. С точки зрения здравого смысла в этом не было никакой логики, но я сделала ставку и оказалась в выигрыше: сами подумайте, когда еще учиться жизни, как ни в двадцать лет? Жизненный опыт, знание контекста, и представление о границах своей применимости сложно купить за деньги, а вот заработать можно... Еще два вывода, на которых стоит остановиться отдельно:

  1. Надо уметь вовремя останавливаться, есть те проекты, которым не суждено быть успешными. Когда это становится очевидным, не стоит тратить лишние силы, время и, конечно, деньги (не важно, свои или чужие) в надежде, что удастся сделать невозможное.
  2. Надо уметь здраво относиться к себе и результатам своего труда.

Я не каменщик и не машинист электропоезда, и в большинстве случаев результатом моего труда является идея или текст. Понятно, что авторство идеи - более чем просто абстрактно и относительно, поэтому гораздо важнее не просто произнести что-либо гениальное, устремляя взор куда-то вдаль, а воспользоваться, суметь воплотить в жизнь, реализовать что-то на первый взгляд слишком смелое или очень наивное. Именно в этой сфере особенно уместно язвительное «кто первый встал — того и тапочки».

Что касается текстов, то тут вообще отдельная песня. Может в силу того, что полученное мною образование было, во-первых, культурологическое, а во-вторых, к счастью не филологическое, то осознание собственной посредственности и отказ от надежды издать академическое собрание сочинений произошли достаточно легко и быстро. Всё это на почве усвоенной идеи наемного труда дало потрясающие результаты: никаких душевных терзаний, что моё имя где-то не упомянули, что статья была опубликована без указания авторства или без зазрения совести выдана кем-то посторонним за свою. Мне платят за работу (фактически за результат, иногда – просто покупают время или возможность трепать нервы) и мои амбиции, жажда творческого самовыражения тут не причем, если что-то получается действительно хорошо — я рада, не более того.

Продолжение следует…

Комментариев нет:

Отправить комментарий