четверг, 2 февраля 2012 г.

Желтая угроза

ВВС НОАК Периодически размышляю о Китае в духе всяческой геополитики, хотелось бы поделиться тем, к чему пришел в конечном итоге. Точных цифры не будет, глобальной теории заговора, надеюсь, тоже, просто мысли о возможных стратегиях Китая на перспективу.

0а. В силу ряда причин КНР имеет территориальные претензии ко всем своим соседям. Эти территориальные претензии сейчас вовне не озвучиваются, но существуют в том или ином виде внутри страны. На волне экономического подъема Китай вообще имеет некоторые претензии на что-то в этом мире.

0б. Народно-освободительная армия Китая представляет собой серьезную силу, по крайней мере силу регионального значения. Последний раз эта сила применялась, если мне не изменяет память, в 1979 году на китайско-вьетнамской границе, причем применялась довольно неудачно. Более раннюю эпоху применения силы в рассмотрение не берем, т.к. там возникает фигура Мао Цзэдуна, который в 1976 году покинул этот мир, а Китай и КПК с тех пор довольно сильно изменились.

1. Территориальные споры, стремление играть роль хотя бы регионального лидера и не воевавшая тридцать лет и три года армия, вполне могут спровоцировать Китай на участие в каком-либо конфликте для пробы сил.

1а. Начнем пробежку с севера против часовой стрелки. Россия! На данный момент и в перспективе 10 лет воевать с Россией Китаю не с руки. То, что КНР может получить от нашей страны он и так от нее получает, включая территории, не говоря уже об энергоносителях. Пока цена получения Китаем российских ресурсов и товаров будет ниже военных рисков, а на северном направлении они гигантские, о какой-либо конфронтации речи не идет, тем более, о масштабной войне. Другой вопрос, если ценник за ресурсы очень сильно вырастет и/или стороны не смогут договориться, возможно силовое решение проблемы, тем более, российская оборона на Дальнем Востоке находится в довольно уязвимом положении (лично я слабо представляю себе процедуру обороны Дальнего Востока, в частности, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев и ЕАО, в случае полномасштабного вторжения).

1б. Монголия зависит от Китая чуть менее чем полностью, а поскольку жизненного пространства для китайской нации в Монголии не так много, КНР ее до сих пор не аннексировали и, видимо, не собираются этого делать.

1в. Казахстан имеет довольно протяженную границу с контролируемым Китаем СУАРом. Территориальные споры вроде бы разрешены, но уйгурские сепаратисты вполне могут оказаться дестабилизирующим фактором: грубо говоря, начнут создавать свои базы на территории Казахстана. Джунгарский проход и озеро Жаланашколь уже были местом боевого столкновения.

1г. Кыргызстан и Таджикистан отдали в свое время то, что Китай от них требовал, если надо, будут отдавать маленькими кусками еще. Что там, что там, Китаю брать особо нечего, в том смысле такого, чего нельзя было бы купить, а вот проблемы с тюркоязычным населением региона грозят обернуться головной болью. Пункты в. и г. в значительной мере нейтрализует состояние фигурирующих в них стран в военно-политическом блоке ОДКБ.

1д. Афганистан граничит с Китаем аж 76 километрами и китайцы даже заявляли претензии на Бадахшан, но зачем он им нужен – совершенно непонятно.

1е. Пакистан является союзником Китая в регионе, любые конфронтации на этом направлении крайне невероятны, если только не принимать в расчет какие-нибудь провокации неких западных спецслужб на деньги госдепа.

1ж. Непал и Бутан нельзя рассматривать в отрыве от Индии, а вот конфликт с Индией вполне возможен – тут и спорные территории, и названные Непал с Бутаном, и укрывание Далай-ламы, и поддержка Китаем Пакистана, и претензии самой Индии на региональное лидерство. С другой стороны, Индия – довольно крепкий орешек, имеющий к тому же ядерное оружие в количестве около 100 боеголовок. Индия обязана рано или поздно оказаться китайской целью, но не первоочередной. С другой стороны, коль скоро Индия сама на что-то претендует, столкновение между этими странами в перспективе 15-20 лет неизбежно.

1з. Мьянма, Лаос и Вьетнам – непосредственная сфера влияний Китая. Возможны военные конфликты, но более вероятна постепенная мирная ассимиляция – достаточно посмотреть на размер китайской диаспоры в указанных странах. Юго-Восточная Азия является естественным вектором для китайской внешней политики, но не военной, а экономической. Военное вторжение маловероятно хотя бы потому, что вьетнамцы наглядно показали всему миру – вести партизанскую войну в регионе можно десятилетиями. Важно, что на любые угрозы извне в этом регионе КНР будет реагировать крайне болезненно, возможно даже неадекватно – вот где точно есть место провокациям.

1и. Я убежден, что Тайвань перейдет в руки КНР по образу и подобию Гонконга и Макао – слишком сложная у них история, чтобы пытаться решать ее военным путем. Опять же, за Тайванем стоит вся мощь американского военно-морского флота. По причине той же силы, очень сомнительно столкновение Китая и Японии, хотя поводы для него имеются. Тут многое будет зависеть от пытающейся нарастить военный потенциал Японии, которая даже чисто исторически будет вторгаться в китайскую сферу влияния.

1к. КНДР – формально союзник КНР в регионе, но… После смерти Ким Чен Ира ситуация в стране может обостриться, опять же Южная Корея постоянно давит, потом поддержка союзника обходится недешево – китайскому руководству этот геморрой может однажды надоесть и НОАК возьмется за исполнение интернационального долга и помощь Молодому Генералу в отстаивании идей чучхе. Что характерно, мировое сообщество такой сценарий проглотит, кроме, пожалуй, Южной Кореи.

2а. Говоря о Китае, все как правило ужасаются самой многочисленной армией в мире, что несколько глупо, поскольку численность в наше время уже далеко не самый важный фактор для достижения победы. Исходя из опыта последних войн, успех во многом определяет превосходство в воздухе. ВВС Китая занимает третье место по количеству машин и совершенно непонятно какое по качеству. Что-то противопоставить Китаю может только Индия, но это что-то по счету в три раза меньше, зато по качеству должно быть чуть лучше… но это пока.

2б. Отдельно стоит сказать про ВМФ Китая. Руководство КНР сейчас делает ставку на строительство крупных надводных кораблей, судя по всему, желая показать свою способность их строить, вот только в случае большой войны, китайский флот окажется в положении русского флота в Порт-Артуре в Русско-японскую войну. Китаю бы сделать ставку на подводный флот, который был бы в состоянии беспокоить враг, и ракетную береговую оборону.

Вооруженные силы Китая

3а. Военная стратегия Китая не предусматривает ведение войн до 2020 года, да и незачем Китаю будет до того времени воевать.

3б. Наиболее вероятным считаю окончательное решение Китаем корейского вопроса через оккупацию КНДР. Скорее всего это случится, если случится, в обозримом будущем. После 2020 года резко увеличится вероятность китайско-индийского столкновения.

3в. Столкновение с Россией пока видится невероятным сценарием, как и столкновение с США – с первой нет смысла, вторые просто не по зубам.

3г. В любом случае, влияние Китая в мире будет зависеть не от военных, а от экономических факторов в первую очередь. применение силы возможно только в рамках локальных конфликтов.

2 комментария:

  1. А интересы Китая в Африке как бы вы оценили, возможны конфликты на этой почве или они продолжат просто экономическую экспансию?

    ОтветитьУдалить
  2. А это смотря с кем конфликтовать! Местную элиту китайцы более чем устраивают, поскольку в местные дела не лезут, а довольствуются только получением ресурсов. Эксперты уже не раз отмечали, что с китайским капиталом не приходит китайская идеология, по крайней мере, когда речь заходит о не сопредельных культурно далеких территориях. Что касается других игроков на поле, конфликты неизбежны, но сводится они будут к следующему: КНР поддерживает условное местное правительство, США, например, поддерживают некую вооруженную оппозицию - местные режут друг другу глотки, американские и китайские дипломаты улыбаются друг другу на приемах.

    ОтветитьУдалить