вторник, 9 июня 2009 г.

Немного о Baltic Dry Index

В последнее время в качестве аргумента роста и восстановления мировой экономики приводят Baltic Dry Index и его подъем более чем в пять раз с начала этого года, в свете чего хочется остановится на этом индикаторе чуть подробнее.
Индекс рассчитывается на Балтийской бирже в Лондоне (sic!) и отражает стоимость перемещения сухого груза (уголь, руда, зерно и т.п.) морем по двадцати шести основным торговым маршрутам. Некоторые источники включают в число грузов сырую нефть, но строго говоря, нефть не является dry bulk, хотя и относится к наливным (bulk) грузам. Кроме того, корабли перевозящие нефть и нефтепродукты, идут под категорией oil tankers (танкеры), а не bulk carriers (сухогрузы). По крайней мере лично мне не удалось найти точного указания на присутствие в структуре индекса нефтеналивных судов.
Поскольку строительство кораблей дело дорогое и долгое, мировой торговый флот — величина относительно неволатильная. Следовательно малейшее изменение грузопотока немедленно сказывается на значениях индекса, заставляя их оперативно изменяться: объем перевозок может вырасти или упасть довольно быстро, а вот количество кораблей в моменте изменить сложно. В этом контексте интересно изъятие океанских танкеров под плавучие нефтехранилища — даже пара десятков кораблей способны серьезно повлиять на расстановку сил в секторе морских перевозок. Интересно то оно интересно, да вот только так и осталось непонятным, брать в расчет танкеры или не брать.
Объем перевозок напрямую зависит от экономической активности, а потому BDI, является очень интересным инструментом, позволяющим эту самую активность отслеживать. Причем индекс выводит сразу на мировой уровень, поскольку перевозки морем носят международный характер, в то время как все остальные способы доставить груз из пункта А в пункт Б носят преимущественно страновой или региональный характер, ну кроме пожалуй авиации.
Как выглядит чудо, которое я только что описал, можно посмотреть на приведенном графике:Товарищ, BDI!Проблема Baltic Dry Index заключается в следующем — очень много спекулянтов проявили интерес к нему как к инструменту. Количество игроков, которые не являются владельцами судов или их пользователями все время увеличивается. И как и все, что привлекает спекулятивные потоки капитала, BDI, а особенно фрахтовые фьючерсы FFA, в какие-то моменты теряет связь с реальностью. Признаться я не до конца понимаю каким образом спекулянты могут влиять на динамику индекса и зарабатывать на его колебаниях, ведь значение индекса высчитывается как средняя стоимость фрахта, а не определяется путем купли/продажи инструмента, но факт остается фактом - спекулянты залезли и сюда.
Опять же, можно вспомнить Оскара Уайлда с его everything popular is wrong — очень редко общеизвестные и общепринятые на фондовых рынках идеи остаются работоспособными — коль скоро все стали ориентироваться на индекс морских перевозок, его предсказательная способность должна резко потерять свою силу.
Теперь постараюсь подкрепить свои опасения. Для начала статистика по перевозкам по железной дороге в США и Канаде (спасибо Snail the Winner ака Мойша за график и расчеты):Поезда в США и Канаде ходят не по расписаниюМожно возразить, что железные дороги очень мало значат для экономики США, но я считаю, что общую ситуацию с транспортом они в общем и целом отражают. Гораздо сильнее аргумент против сравнения американских железных дорог и международных морских перевозок - мои ответы: BDI - очень чуткий индикатор и какой-либо перекос мог запросто сдвинуть его с мертвой точки, это раз; а два - восстановление мировой экономики не начнется без восстановление региональных, а следовательно и активизации перевозок по внутренним маршрутам.
Аналогичную статистику по России можно посмотреть на сайте Росстата. Для удобства я конвертировал ее в график:В России перевозят меньшеВ общем Baltic Dry Index представляется мне очень интересным и важным индикатором мировой активности, его следует иметь в виду, но только в тесной связке с другими индикаторами и статистическими данными. На текущий момент рост индекса, а значит и рост объемов морских перевозок, не поддержан на региональном уровне (я конечно смотрел только на данные из США и России, вернее приводил только эти данные, но в целом по миру ситуация схожая). Скорее всего подъем оказался вызван некоторым всплеском активности Китая и дефицитом кораблей в конкретный момент в конкретном регионе. Сейчас, когда бум немного рассосался, нас ждет коррекция по рассматриваемому индексу.

4 комментария:

  1. Анонимный9 июня 2009 г., 15:11

    У Феникса где-то было про BDI. Там в коментах, кто-то связанный с логистикой объяснял составляющие индекса

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо про напоминание, о слоне-то я и забыл! :) Для интересующихся проблемой кидаю ссылку на тот самый пост Феникса: http://fenix.stockportal.ru/post/968 - пользуйтесь.

    ОтветитьУдалить
  3. Как оценить текущую ситуацию на рынке по индексу Baltic Dry: http://stockspy.ru/biblioteka-trejdera/ocenka-rynka-s-pomoshhyu-baltic-dry-index

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный9 июля 2010 г., 17:37

    Добрый день. замечательная статья, спасибо огромное:-)... Интересный сайт хорошо описали

    ОтветитьУдалить