вторник, 29 марта 2011 г.

Вот такие пряники

Что-то я в последнее время подсел на тульские пряники производства ОАО “Тульская кондитерская фабрика “Ясная Поляна”. Постоянно покупаю их в одном из магазинов сети Сибириада – западносибирская региональная сеть (>160 магазинов на Алтае, в Кемерово, Новосибирске, Омске и Томске), в Омске по последним данным 17 магазинов + 10 родственных Холидей (сейчас они же прикупили “омскую” сеть Килограмм на 20 магазинов). За качество магазина ничего плохого не скажу: вполне себе в своем формате, но по сравнению с находящимся на одном пятачке Магнитом, однозначно лучше по сочетанию цена/выбор/очереди/прием пластиковых карт.

Так вот, примерно за месяц я скупил в магазине весь запаса пряников с яблочной начинкой, стопка пряников с начинкой из вареной сгущенки при этом не уменьшилась. Примерно неделю, моих пряников не было, потом появились. Специально проверил сроки годности на упаковке: пряники с сгущенкой как были старые, так и остались, а с яблочной начинкой уже новая поставка. Внимание! – цена на пряники одинаковая: что-то вроде 21 рублей 20 копеек. Мне-то как потребителю хорошо, но если посмотреть на это с точки зрения маркетинга – нехорошо получается, нету оперативного управления ценами в сети! Понятно, что пряники это не самый ходовой товар, но мне вспоминается сеть Перекресток, где цены менялись каждый день практически на все (по крайней мере в 2006 году дело было так). Потребителю же остается только радоваться, что маркетинг у нас находится в зачаточном состоянии.

На примере пряников, как можно управлять ценам (навскидку!):

  • повысить ценник на более ходовые пряники (до 25 рублей я их буду покупать точно);
  • устроить распродажу менее ходовых пряников (не возьму даже за 15 рублей – надоели уже везде пихать вареную сгущенку);
  • уменьшить количество закупок одних пряников и увеличить количество закупок других (не факт, что это не сделано, но что-то мне подсказывает, что нет);
  • расширить ассортимент пряничной продукции (а то лежат себе сиротливо два вида на прилавке).

Пока что маркетологи Сибириады додумались лишь до периодических распродаж, при этом я постоянно наблюдаю одни и те же продукты на распродаже, это раз, цена на продукты не зависит от срока их жизни, это два. По логике вещей, молоко начиная с 7 дня своего существования должно стремительно дешеветь. Впрочем, тут я промолчу: не факт, что какие-то продукты на сдаются потом на дальнейшую переработку и не факт, что все продукты берутся под реализацию, т.е. магазин сколько продал, столько и заплатит поставщику.

P.S. Многое из написанного рекомендую понимать как набор личных наблюдений и беззлобную шутку, но как известно, в каждой шутке есть доля шутки. ;)

P.P.S. За время написания поста был съеден один из упомянутых тульских пряников.

4 комментария:

  1. Если будете в Туле, могу скинуть адресок магазинчика, который при той самой фабрике. )

    ОтветитьУдалить
  2. Для управления ассортиментом и тем более для динамичного управления ценами нужна правильная IT система и люди, которые будут ей пользоваться. Как минимум с первым в Сибириаде проблемы. Информация от людей, которые собственно этим по долгу службы в Сибириаде и занимаются. И чтоб два раза не вставать - такие IT системы офигенно дорогие. Не факт, что отобьётся в маленьких магазинах.

    ОтветитьУдалить
  3. в тему планируем 2ой семинар по маркетингу у "Качалов и Коллеги". Ваш пример - заразителен! Если запить ваши пряники нашим пивом?

    ОтветитьУдалить
  4. demon54
    Огромное спасибо за комментарий, я когда готовился писать пост про IT помнил, но забыл... :( Конечно же, оперативное управление ценами напрямую зависит от программного обеспечения, иначе никаких сотрудников не хватит за всем следить: у Перекрестка ресурсы очевидно есть, у Холидей (будем говорить за всю контору сразу) нет (пока?). Другой вопрос, приводит ли это к полному отсутствию управления ценами как таковому? Все равно же есть товары на которые приходится львиная доля выручки и где все можно сделать ручками. В конце-концов, тему скидок они же как-то реализуют.

    Denis Fayruzov
    Спасибо, но пока не собирался

    Аноним
    Пряники с пивом!? Они же сладкие! :)

    ОтветитьУдалить