воскресенье, 3 июля 2011 г.

Прививка от беспомощности

Решил на досуге заняться копипастом интересных вещей, так или иначе связанных с финансовой сферой и преломлением ее в человеческой жизни. Ниже приведены выдержки из текста в психологическом журнале о том, как в человеке развивается синдром беспомощности. Больше всего зацепило тем, что за собой стал замечать некоторые синдромы, проистекающие из озвученных причин. Самое печальное – отсутствие рецептов избавления: последний абзац вообще смазан в никуда. Эх, надо будет думать самостоятельно!

Мартин Селигман проводил опыты на собаках, которых подвергал несильным, но чувствительным ударам тока. Он поделил их на две группы. У первой была возможность прекратить болевые ощущения, нажав на панель и отключив блок питания. У второй такой возможности не было. То есть различие было в том, что одни контролировали ситуацию, а другие убеждались в тщетности своих попыток. Поэтому, когда всех поместили в ящик с открытым верхом, собаки первой группы сразу выпрыгивали, а собаки второй просто ложились на пол и, поскуливая, переносили удары все большей силы. Они привыкли к тому, что от их усилий ничего не зависит. Из этого Селигман сделал вывод, что «выученную беспомощность» вызывают не сами по себе неприятные события, а невозможность на них влиять и контролировать ситуацию. Живое существо становится беспомощным, если эти неуправляемые ситуации повторяются и действия снова не дают результата.

Затем эту закономерность подтвердили эксперименты, в которых двум группам испытуемых предложили найти комбинацию кнопок, отключающую громкий, резкий звук. Первая группа находила нужную комбинацию, а у второй кнопки просто не работали: какие бы комбинации ни набирались, звук не прерывался. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку. Если рука касалась дна, снова раздавался пронзительный звук, а если противоположной стенки – звук прекращался. Во время второй серии экспериментов те люди, которые не могли повлиять на результат, даже не пытались прекратить неприятные ощущения, а просто сидели и ждали, когда же все закончится, то есть они выучились беспомощности, хотя были совершенно разными людьми.

Симптомы

Первый – инертность: человек не предпринимает активных действий, даже когда может изменить ситуацию в свою пользу. Второй симптом – отсутствие мотивации: у человека уже нет ни готовности, ни желания что-то менять, преодолевая себя и обстоятельства. И третий симптом – сниженный эмоциональный фон: у человека возникает апатия, безразличие ко всему происходящему, чувство разочарования и безысходности. То есть активность и энергетический потенциал снижены на всех трех уровнях: действенном, волевом и эмоциональном.

Что нужно делать руководителю, чтобы сформировать выученную беспомощность у сотрудников? Можем дать несколько «вредных советов». Главное – нарушить прямую связь между действиями сотрудников и нашей реакцией на них. Какие есть варианты? Первый – оставляйте незамеченными и промахи, и успехи. Второй – постоянно критикуйте или, наоборот, постоянно поощряйте. Тот, кто знает, что в любом случае его «погладят по головке», как и тот, кто все время подвергается нападкам, научится беспомощности. И третий – сбейте человека с толку: чередуйте критику и похвалу так, чтобы он рассчитывал на одну реакцию, приложив максимум усилий (или, наоборот, схалтурив), а получал совсем другую.

Как предотвратить

К «выученной беспомощности» приводят как стопроцентно гарантированный и легкий успех, когда человек все делает одной левой, так и постоянные поражения. В том и в другом случае теряется ощущение зависимости результатов от собственных усилий, поисковая активность падает. Поднять ее можно в ситуации неопределенного прогноза и переменного успеха. Поэтому важно подбрасывать ребенку трудные задачи, причем лучше, если у них не будет однозначного решения: чем дальше они от формальной логики, тем выше поисковая активность.

Иммунитет от беспомощности формируется еще в детстве. Селигман обнаружил, что, некоторые добровольцы были как будто «привиты». Выяснилось, что еще в раннем возрасте их научили понимать, когда их действия вызывают положительные реакции, а когда – отрицательные. Со временем у этих людей выстроились внутренние критерии оценки, и они усвоили, что от их личных усилий многое зависит. Поэтому они пытались изменить ситуацию даже после того, как другие уже прекратили всякие попытки. С таким «иммунитетом» люди всегда готовы к принятию самостоятельных решений и никогда не сдаются. Их оптимизм не ослабевает. Они склонны приписывать неудачи стечению конкретных обстоятельств, а успех объясняют собственными заслугами. У них высокая и стабильная самооценка. А трудности их только заводят.

© http://www.psyh.ru/rubric/7/articles/1011/

Один из текстов Мартина Селигмана, В поисках счастья, от издательства Манн, Иванов и Фербер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий