вторник, 5 мая 2009 г.

Opel, РЖД, ВТБ, конфликт интересов и Москва

Русские не были бы русскими, если бы не стремились залезть везде и поперек всем, или я русских случаем перепутал с избранным народом?! Только-только Fiat примерился к активам General Motors в лице Opel (Fiat мало Chrysler), как ГАЗ сотоварищи подал заявку на тот же актив. Такое стало возможным благодаря несговорчивости немецких властей и профсоюзов, которые опасаются что Fiat покупает Opel исключительно с целью его ликвидации (интересная теория - профсоюзы ради сохранения рабочих место готовы на все, вплоть до банкротства собственной компании).
Бог бы с Opel, но свою заявку выставила Группа ГАЗ, поддержанная Magna и Сбербанком (Смесь немецкого с нижегородским). Интрига заключается в том, что ГАЗ дышит на ладан и живет сугубо за счет госсредств, совокупные долги превышают 40 млрд. рублей, а долг связанный с необходимостью достать денег станет вообще неподъемным. Судя по тому, что в названных российских компаниях сообщение опровергают, есть подозрение, что весь сыр-бор суть провокация немцев. А еще это может быть сигнал российским властям, с которыми дружны некоторые немецкие политики: всегда приятно вести бизнес с друзьями, а не с итальяшками из-за которых Третий Рейх проиграл предпоследнюю мировую войну.
Не то чтобы я был против интервенции российских компаний за рубеж, наоборот я очень даже за, но интервенции должны быть осмысленными. Во-первых, я не считаю русских автопроизводителей хорошими собственниками: достаточно посмотреть на успехи нашего автопрома. А у Opel несомненно есть проблемы, которые потребуют обдуманного решения. Видимо потому в списках фигурирует Magna у которых есть хоть какой-то вразумительный опыт на поприще строительства средств наземных передвижения и запчастей к ним.
Во-вторых, у ГАЗа действительно большие долги и Opel переломит хребет верблюду. И даже помощь Сбербанка тут не поможет. Fiat реализует правильную стратегию: следует атаковать и захватывать рынок, когда конкуренты забились в угол и сокращают издержки. Другой вопрос, что для длительных периодов стагнации и рецессии такой подход неприемлем, ведь рано или поздно резервы кончатся. Кроме того, скупка активов должна иметь конкретные стратегические цели и осознанность, а то получится как у Олега Дерипаски, который скупал все подряд, но выстроить нормальную систему управления своей империей так и не смог. И ГАЗ - очень хорошее подтверждение этого утверждения.
По большому счету, единственным обоснованием интереса ГАЗа могут быть технологии, чего не скрывает и Fiat. Но опыт сотрудничества АвтоВАЗа и Renault показал, что передача технологий не ведет к производству машин лучшего качества. К вопросу о технологиях и российском оружии, которое лучше всех, вспомнилось: охотники советуют покупать отечественные ружья ТОЛЬКО из советских запасов, т.к. новые на порядок худшего качества. И еще ссылка про качество оружия российского производства.
В общем, считаю все происходящее довольно глупой затеей, которая обречена на провал, если вообще не является уткой. Покупка Opel ГАЗом возможна только при принятии политического решения в Кремле и/или Белом Доме, но это уже будет совсем другая история.

РЖД на 2009 год запланировали убытки в размере 100 млрд. рублей (ОАО РЖД везет вагон убытков). Ранее компания заявлял о пересмотре маркетинговой стратегии и даже наняла маркетологов для моей любимой процедуры - ребрендинга. Почему любимой? А потому, что люди получают огромные деньги практически просто так! В очень редких случаях ребрендинг оказывается оправданным. Вообще, я считаю, что в маркетинге лучше работают кустарные методы организации труда, чем набранные с профильных факультетов профи (знал я одного такого: доказывал необходимость любых процессов с учебником в руках, но почему-то это работало, а зарплата у него была аккурат в два раза больше, чем у меня).
Так вот, ребрендинг для РЖД маркетологи провели, но вот с ценообразованием и прочими вещами дело у них пошло хуже. Объясню: у РЖД есть проблема - поезда ходят по расписанию, даже если задерживаются или опаздывают. А это значит что поезд поедет даже пустым! Я не уверен, что будет варьироваться количество вагонов, потому что в кассах они продаются по принципу: а мне, пожалуйста, нижние места, - т.е. отцеплять нечего, ибо в каждом вагоне нет-нет да кто-то сидит.
Соответственно первейшей задачей маркетологов РЖД видится организация такой системы продаж, чтобы поезда заполнялись постепенно и можно было лишние вагоны отцеплять, чем чуть-чуть экономить деньги на топливе и зарплата проводников. Вторая задача - сделать более гибкую систему тарифов, чтобы заполнять поезда более сильно, в т.ч. сделать проезд таким, чтобы можно было конкурировать с авиакомпаниями, т.к. сейчас этого не происходит, особенно в случае класса купе или СВ. Не думаю, что это очень сложно: во-первых, всегда можно перенять опыт тех же авиакомпаний, во-вторых, есть опыт европейских железных дорог, а в третьих, это все лучше чем гонять поезда порожняком.
Возвращаясь к статье про РЖД, хотелось бы выделить одну цитату:
...от прибыльности монополии зависит объем вознаграждения ее менеджеров!
Вот вам и просто разъяснение причин того, зачем и почему РЖД нужны прибыли, пусть даже бумажные.

В недрах ВТБ начали обсуждение вопроса что делать с недовольными падением цен на акции миноритариями (Народным акционерам несут потери). Пока додумались до того, что надо бы провести buy-back мелких пакетов. С точки зрения корпоративного управления решение кончено же никакое, с точки зрения - миноритарии отвяжитесь - вполне себе неплохо. По хорошему подобное нужно было сделать уже давно, как и отправить в отставку Андрея Костина, за подобное управление вверенным ему банком и за битие себя в грудь и невыполненные обещания.
Хочется заметить, что миноритарии тоже в определенной степени неправы. В первую очередь за то, что называют себя инвесторами - вменяемые инвесторы не ориентируются на изменение курсовой стоимости ценных бумаг (свое развернутое мнение по этому поводу я уже имел честь высказать, не так давно на этот счет порассуждал мой большой виртуальный друг Алекс-Феникс). Но и ВТБ конечно молодцы: народное IPO заслуга именно их PRщиков, а среднестатистическая бабушка не будет разбираться кто там инвестор, а кто не инвестор.

Некто Стивен Фридман решил отказаться от теплого местечка в ФРБ Нью-Йорка (не путать с ФБР) ради сохранения за собой пакета акций Goldman Sachs (Поставил на конкурента). По мне, мистер Фридман, поступает как плохой инвестор: меняет устойчивый денежный доход на сомнительную спекуляцию и надежду, что его портфель когда-нибудь восстановит свою цену. ФРС тоже молодцы - фактически управляемая выходцами из коммерческих банков структура, придумала некий конфликт иллюзорный интересов.

Добро пожаловать нах Москоу...Про Москву: Хуже Москвы только Лондон - кучно в столице, а российский менталитет в последнее время не располагает к публичной хлебосольности, как пытаются заверить в мэрии. Не стоит забывать, что опрос проводился среди иностранцев, а у них о России весьма интересные и своеобразные представления.
Как-то к нам в Омск приехал некий чех по имени Йозеф. Гений - сам выучил русский язык по книгам да при том так выучил, что говорил лучше меня (это и немудрено! :) ). Занимался исследованием научного достояния Евгения Валентиновича Де Роберти, но я не о том... Никогда не забуду нашего диалога:
- Йозеф, скажите, как Вам Омск?
- Как типичный сибирский индустриальный город!
- А как выглядит типичный сибирский индустриальный город?
- (заминка) Как Омск...
ПОСТСКРИПТУМ
Вот такой вот первый опыт раздвоенных обзоров прессы. Хотелось бы понять как они воспринимаются со стороны. На мой взгляд немного громоздко получается, но зато есть время уделить внимание всему важному и интересному и нет постоянного ощущения цейтнота, как если обзор пишется к 11-00 часам.

4 комментария:

  1. > Вот такой вот первый опыт раздвоенных обзоров прессы. Хотелось бы понять как они воспринимаются со стороны.
    ----------
    по мне так обзор-1 (утренний) можно и не делать. интересен взгляд автора блога на события, а заголовки новостей и так видны в ленте. тем более, что такие уж горячие новости бывают очень редко и о них известно отовсюду. а нормальный качественный обзор гораздо интереснее.

    ОтветитьУдалить
  2. Полностью согласен.
    Вы же аналитик, за тем к вам и ходим.
    говорящие головы мы по радио увидим.

    ОтветитьУдалить
  3. Короче говоря, я так и не понял чего от меня хочет народ - народ сам не знает чего он хочет.
    Могу со своей стороны предложить совсем уж компромиссный вариант: обзор будет один, но публиковаться он будет в широком временном диапазоне от 11-00 до 14-00, т.е. по мере готовности (скорее где-то в районе 12-00). Это позволит и формат сохранить и не торопиться излишне.

    ОтветитьУдалить
  4. это лучший вариант (один обзор по мере готовности).

    ОтветитьУдалить