среда, 22 апреля 2009 г.

Замотивироваться вусмерть

Наконец-то у меня дошли руки-ноги до следующего по порядку, но не по значению поста про тайм-менеджмент. Цитаты взяты из книги Глеба Архангельского и помечены более узким по ширине текстом. Итак, на повестке дня: Шаг второй, Мотивация.
Кто хочет — ищет способы, кто не хочет — причины.
Собственно это народная мудрость, которая в аргументации и толковании не нуждается.
Ритуал — около десяти минут каждое утро, я пью кофе и продумываю распорядок дня, глядя в ежедневник.
Совет дельный, поскольку очень часта требуется настрой на работу. Я взял его вооружение, теперь придя на работу первым делом заполняю ежедневник на день. Частично правило распространяется и на проектную тетрадь, где есть стандартные поля, заполнение которых лишний раз настраивает на работу. Кофе не пью, ибо не люблю.
Сам Архангельский советует использовать музыкальные якоря, но меня подобные психологические уловки попросту бесят, а вот к ритуалу заполнения ежедневника я отношусь менее скептически.
Метод швейцарского сыра и промежуточные радости.
Любая сложная работа предполагает некоторый период раскачки: задачу следует выполнять не в хронологическом порядке, а в произвольном. Правда потом возникает проблема сведения разрозненных кусков в один. Она решаема, если иметь четкий план действий.
Если разбить задачу на несколько этапов и за прохождение каждого из них назначить небольшую награду, то мотивация должна усилиться. Поскольку совет выглядит чересчур натянутым и я понимаю всю условность происходящего, то реализовать его я так и не смог. Нет, делить задачу я делю, потому как это действительно помогает, организует и дисциплинирует, но вот с наградой пока глухо.
Каждое утро съедай лягушку.
Лягушка — это мелкие, но неприятные дела. Действительно, мелкие проблемы, особенно если они не касаются каких-то центровых проектов, лучше решать сразу по мере их возникновения. Есть правило минутного дела, которое мне очень нравится: если в пределах видимости есть задача, решение которой по затратам времени составляет менее одной минуты, ее следует выполнить немедленно (убрать какую-нибудь вещь со стола или в шкаф, протереть обувь, выкинуть мусор и т.п.).
Чем менее жесткий срок исполнения у задачи и чем она при этом крупнее, тем труднее, как правило, заставить себя ее выполнить. Особенно это касается очень крупных задач.
Любая глобальная задача просто обязана дробиться на мелкие куски, выполнение которых а)четко регламентировано, б) не связано с концептуальными сложностями, в) наглядно и осязаемо, г) имеет верифицируемый результат.
Начните количественно измерять ваши результаты. Человек устроен так, что сама фиксация какого-либо показателя уже подталкивает к действиям в нужном направлении.
В данном случае происходит подмена реальности некой виртуальностью, впрочем, некоторым это может быть полезно. Так состояние искусственного цейтнота само по себе способствует мотивации лучше всех остальных способов (но это только в том случае, если психотип человека располагает к плодотворной деятельности в условиях острой нехватки времени). В этом контексте интересны концепции redline и deadline (внутренний срок отсечки и внешний), которые помогают избежать эпических фэйлов.
Я предпочитаю относится к тайм-менеджменту как к игре, т.к. иначе меня не оставляет ощущение того, что выполнение всех подобных правил приведет к серьезным психологическим осложнениям. Архангельский очень часто приводит в пример Любищева со ссылкой книгу Даниила Гранина Эта странная жизнь так вот, при прочих равных у Любищева наблюдаются явные отклонения от медицинской нормы (не скажу, что у других их нет, но в данном случае это не те отклонения, которым хотелось бы подражать). Игровой момент помогает сгладить неровности и условности. Игра ни в коем случае не означает несерьезного отношения к делу (Йохан Хейзинга сейчас бы в гробу перевернулся) — я лично иногда играю намного ответственнее, чем работу работаю :).
Заведите таблицу регулярных дел.
Таблица регулярных дел — некоторый расширенный аналог распорядка в ежедневнике, но он построен на принципах визуализации. У меня до этого самого списка все никак не доходят руки, хотя я лично считаю визуализацию очень интересной методикой, но опять же происходит подмена действительного желаемым, а это зачастую коробит. Я обязательно составлю таблицу ежедневных и еженедельных дел, но не для того, чтобы их визуализировать, а чтобы о них помнить и быть в состоянии структурировать насущные процессы.
Профессор Калифорнийского университете Шейли Тейлор предостерегает: "Во-первых, визуализация приводит к отделению цели от средств, необходимых для ее достижения. Во-вторых, она преждевременно провоцирует радостное ощущение успеха, когда вы еще ничего реально не достигли. А это отвлекает ваши силы от цели". Иными словами, воображаемый образ может выступить замещением реального успеха и тем самым снижает прилагаемые вами усилия, а то и вовсе заставляет от них отказаться.
Цитата приведенная выше взята отсюда. В общем и целом я подобный подход склонен разделять. Наверное лучше всего по поводу тайм-менеджмента высказался Дмитрий Давыдов: если время - деньги, то тайм-менеджмент ужасно напоминает финансовую пирамиду. Я уже говорил, что не хочу подчинять всю свою жизнь идеалам тайм-менеджмент, но хочу лишь оптимизировать свое рабочее время и рассматриваю все озвученные методики в качестве инструментов: будут работать - буду пользоваться, нет - выброшу без колебаний.
В некоторой степени мои мысли созвучны книге Тимоти Ферриса Четырехчасовая рабочая неделя (которую я дочитал где-то до середины):
Наша цель отказаться от того, чтобы делать ненужную работу. Тайм-менеджмент зачастую учит как за одну единицу времени сделать как модно больше ненужной работы.
Я не столь категоричен, но отдаю себе отчет, что очень мало известно о методиках управления временем успешных людей, а больше говорят о теоретиках и тренерах. которые ничем больше не занимаются.
ПОСТСКРИПТУМ
Остальное немногое про тайм-менеджмент ищите здесь: мой опыт тайм-менеджмента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий