среда, 4 марта 2009 г.

Отдых по-тайм-менеджерски

Итак, как я и обещал, рассказываю про свои успехи на ниве тайм-менеджмента. Цитаты из Глеба Архангельского буду помечать как цитаты: более узкий по ширине текст. На повестке дня: Шаг первый, Отдых.
В грамотном тайм-менеджменте важно не только количество времени, но и качество
Скажу больше: качество времени оказывается намного важнее, его количества. Сразу вспоминается пример из Четырехчасовой рабочей недели Тимоти Феррисса (книгу я так и не дочитал, хотя полезные моменты в ней несомненно имеются), когда автор отводил на холодные звонки полчаса утром и полчаса вечером, звоня так, чтобы секретарей, которых ему приходилось с большим трудом обходить не было на рабочем месте, и при этом делал дневной план.
Первый принцип организации отдыха в течение рабочего дня - ритмичность. Используйте небольшой запланированный отдых через строго определенные промежутки времени.
Я ничего не имею против ритмичности: с точки зрения биологии и физиологии она более чем оправдана. Но и аритмичность, я бы не стал списывать со счетов. Можно сказать, что аритмичность - есть гармоническое переключение между процессами. Нет ничего страшного, если в течение рабочего дня постоянно переключаться: так и отдых будет, и периодического выпадения в ступор перед какой-нибудь задачей удастся избежать.
Я как раз использую это самое гармоническое переключение, а не ритмичный отдых: постоянно переключаюсь между задачами, если что-то не могу решить сразу, откладываю и возвращаюсь потом, когда будут сделаны другие задачи. Я вообще отдыхаю, когда работаю! Иногда бывает так, что завалят работой по самое нехочу - после рабочего дня, я лечу словно на крыльях, с чувством выполненного долга и достоинства. А в спокойные дни выползаю из офиса как выжатый лимон с обидой на себя, что ничего толкового не сделал.
Чем сильнее будет переключение во время отдыха, тем лучше вы отдохнете и восстановите силы.
Согласен полностью: если использовать принцип ритмичности, то переключаться следует на всю катушку. У меня пока не получается - всегда кто-нибудь мешает. Может быть когда станет чуть теплее, я буду ходить гулять на улицу, тем более, что офис располагается рядом с городским парком КиО (сразу у входа в парк).
Лень - это далеко не всегда плохо. Часто это нормальная защитная реакция организма. Чистая лень - это ощущение полноты бытия и всеобщей гармонии мироздания. Решение лениться следует принимать сознательно.
Вот таким вот нехитрым образом в тайм-менеджменте всплыл принцип У-Вэй. Впрочем, для меня все это малоактуально - лениться я умею, причем очень часто ленюсь сознательно и сравнительно успешно борюсь с бессознательными проявлениями лени. Хотя, наверное отдыхать по настоящему я не умею, но это тайм-менеджментом точно не лечится!
Эффективность сна существенно повышают стабильное время отхода ко сну и пробуждения.
Логично, но один из гуру, Стив Павлина, говорит иное: засыпать надо тогда, когда хочется, а вот просыпаться следует четко по будильнику. Совет по своему неплохой, но для работающих сов совершенно не подходит - догадайтесь почему!
Желательно, чтобы общая продолжительность сна была кратной длине одного цикла смены быстрого и медленного сна.
Отлично, только вот как узнать длину этого цикла?! Может к докторам обратиться? Я видел в House M.D. как они что-то у спящих людей измеряли.
Далее у Архангельского идет пассаж про то как вставить в три этапа по трем сигналам будильника - совет я считаю бредом, поскольку пытался практиковать подобное, в итоге постоянно чувствовал себя разбитым. Вставать следует по сигналу будильника и лучше сразу занять себя делом: прочитать утреннюю газету, просмотреть новостную передачу - сон как рукой снимет! :)
Далее Архангельский рассуждает о сне в обеденный перерыв. Может быть для кого-то это и актуально, но я лично не ощущаю потребности спать днем. Наверное, если бы у меня не было семьи (тогда я был бы yuppie и реальный менеджер среднего звена, зацикленный на карьере), наилучшим вариантом распределения рабочего времени был бы следующий (время омское +3 часа к Москве): 9-15 - первая фаза, 15-19 - перерыв на обед и личные дела, 19-22 - вторая фаза. Впрочем, за двукратную прибавку жалования я готов пообщаться с супругой насчет данного распорядка дня и возможность по своему усмотрению в один из дней недели работать с 9 до 18-19 (следует отметить, что эффективность и продуктивность моей работы как аналитика также вырастет раза в два минимум).
Наполненность, насыщенность времени, его качество не менее важны, чем его чисто арифметическое количество.
О переживании момента очень хорошо писала Будиль Йонссон в Десяти размышлениях о времени (всем советую эту книгу - к тайм-менеджменту имеет весьма опосредованное отношение, зато нордической философии в ней навалом, а также интересных фактов из жизни человечества).
Внимание к себе и память смертная.
Самый для меня неоднозначный и сложный момент. Душой и сердцем я понимаю эту фразу, но вот помыслить ее у меня не очень получается.
По идее память смертная - осознание ограниченности временного ресурса, требующее не растрачивать драгоценное время на пустяки. Вопрос: что считать пустяком? Почему любование закатом (есть у автора такой пассаж) - это нужная и полезная вещь, а Fallout 3 - пустяк и вообще ерунда? В любом случае память смертная упирается в планирование и постановку цели - об этом еще будет говориться.
Внимание к себе - осознанность и осмысленность жизни, отслеживание и анализ своих действий.
Логичный и необходимый элемент самоконтроля, о нем речь так же зайдет чуть позже.

Пока это все, чем я готов поделиться. Остальные шаги находятся в стадии проработки, но похвастаться пока нечем.


1 комментарий: