пятница, 13 марта 2009 г.

Когда кончится кризис

Анализируя счетчики я заметил, что большое количество посетителей с поисковых систем заходит на мой блог по запросу когда кончится кризис - вот решил поделиться своими соображениями по этому поводу.

За основу я хочу взять следующее утверждение: рынок опережает реальные экономические процессы в среднем на полгода, - я часто встречал подобное суждение в книгах да и вообще у умных людей, опровергать или подтверждать его не буду, просто приму как данность.
Так вот, мировые рынки активно снижались примерно до ноября, после чего встали в боковой диапазон (кто удачно, а кто - не очень), следовательно в марте-апреле можно ожидать, что мандраж мировой экономики закончится и она более-менее стабилизируется. Определенные позитивные подвижки наблюдаются уже сейчас: еще вчера дышавшие на ладан компании заявляют о том, что им не требуется дополнительное финансирование от правительства, оживают сырьевые рынки, интенсифицируется мировая торговля. Правда макроэкономическая статистика не блещет, но в той картине мира, которую я сейчас рисую, статистика отразит позитивные изменения спустя полгода, после того как начнут расти фондовые рынки (а они сейчас находятся в боковике - напоминаю).
Теперь чуть подробнее по пунктам. Что касается заверений руководителей различных компаний, то они запросто могут оказаться уткой, особенно это касается США, где очень любят заговаривать зубы и отрицать очевидное. Честно говоря, я бы не стал полагаться на слова!
С сырьевыми рынками все обстоит достаточно сложно: если рынку промышленных металлов я еще склонен доверять, особенно после того, как там сдулся спекулятивный пузырь (металлы, кстати, стали валиться чуть раньше фондовых рынков и часто их динамику используют в качестве опережающего индикатора*), то с нефтью все не так очевидно. Я не могу с уверенностью сказать, в какой мере стоимость нефти определяется балансом спроса и предложения, а в какой - газетными заголовками. Индикатором спроса зачастую выступает изменение коммерческий запасов нефти и нефтепродуктов в США, данные о которых публикует EIA. Но сейчас рынок реагирует не столько на само изменение запасов, сколько на измышления аналитиков, которые кормятся на этом поле. Я не раз говорил о том, что важно не разовое изменение и тем более не прогнозы аналитиков, а направление тренда, а тренд однозначно указывает на медленное, но верное увеличение запасов. Еще одним фактором, указывающим на падение спроса является недавний отчет китайских таможенников, где иероглифами по белому ясно написано: Китай снизил закупки нефти! Фактически все надежды на рост связанны с грядущим заседанием ОПЕК, но даже в ОПЕК нет единства, а решение снизить добычу не всегда исполняется на местах.
Теперь что касается мировой торговли. Есть такой замечательный индикатор, который называется Baltic Dry Index - он отражает стоимость перевозки морем. Если индекс растет, значит растут объемы перевозок, если падает - снижаются. Так вот, это самый индекс с начала года неплохо вырос, что может свидетельствовать об увеличении объемов морских перевозок, а это значит, что мировая торговля скорее жива, нежели мертва.Baltic Dry IndexВ интернетах встретил интересную страницу, где BDI сравнивается с другими индикаторами: Baltic Dry Index - пользуйтесь. Для экономики России морские перевозки не так актуальны (для внешней торговли да, но это уже другой вопрос), как перевозки по железной дороге - здесь также заметны некоторые положительные изменения: РЖД объемы перевозок февраль.
Таким образом, ответ на вопрос: когда закончится кризис, я дать не могу, поскольку не знаю! Но могу обрадовать: сейчас кризис чуть-чуть угомонился и его можно бояться меньше. Он перешел в пассивную стадию, нас ждет период стагнации. Что касается России, то здесь действие кризиса будет ослаблено или наоборот усилено в зависимости от динамики мировых цен на нефть.

ПРИМЕЧАНИЯ
* Это связано с тем, что горнодобывающие и металлургические компании, удельный вес которых в мировом ВВП довольно большой, напрямую зависят от динамики цен на сырье. Проще говоря: наблюдается ситуация аналогичная рынку нефти и нефтяных компаний - корреляция близка к единице.
ПОСТСКРИПТУМ
Еще я пишу об организации рабочего времени (мой опыт тайм-менеджмента), очень люблю критические комментарии и замечания своих читателей (как оставить комментарий в блоге на движке Blogspot), гляжу на изменения цифр счетчика FeedBurner (подписаться на RSS) и веду блог Киномомент!

4 комментария:

  1. Ваше мнение о том, что наш рынок должен протестировать уровень 500 остается в силе?

    ОтветитьУдалить
  2. Пока да, но уверенность в этом все больше и больше пропадает!
    Мое мнение, что рынок еще раз сходит на 500 пунктов, подкрепляется в том числе и некими психологическими факторами (чутьем, если хотите). Очень важным моментом оказывается стоимость нефти: при прочих равных, обвал нефти ниже $40 может очень сильно повлиять на наш базар. Есть мнение, что нас ждет крупный страновой и/или корпоративный дефолт/дефолты - в этом случае любой анализ бесполезен - повторится история Братьев Леманов и мировую экономику вновь начнет лихорадить.
    Если же исходить сугубо из того, что я описал в посте - причин двигаться к минимумам нет!

    ОтветитьУдалить
  3. Вот и у меня психологическое ощущение, что дна мы еще не достигли :) Поэтому я пытаюсь понять - это мое ощущение иррационально или тот оптимизм, что мы на прошлой неделе наблюдали. С одной стороны, за быков играть пока страшно, а за медведей, когда рынок прет вверх - глупо. С третей стороны, пока тот же Балтик Драй скорее просто отскочил (хоть и сильно, но после такого резкгого падения это вполне объяснимо), нежели нарисовал тренд вверх.

    Вообщем, как известно, на графиках можно найти подтверждение любой идее, было бы желание :)

    ОтветитьУдалить
  4. Моя проблема как публичного аналитика усугубляется еще и тем, что помимо расхождения чувств и наблюдаемых фактов, читатели имеют свойство неправильно читать. У аналитика важны не выводы, а доказательная база или приводимые в пример факты (в моем случае последнее, потому как с доказательной базой есть проблемы - об это я как-нить напишу большой пост).

    ОтветитьУдалить