вторник, 28 октября 2008 г.

Почему кризис продолжается и продолжается

Вчера Белый Дом озвучил свои планы по "бархатной национализации" российских компаний: теперь дополнительно к кредитам ВЭБа, проблемные предприятия могут получить финансирование через выпуск конвертируемых облигаций. Если вице-премьер Игорь Шувалов озвучил реальные планы, а не идеологическую завесу каких-то иных процессов, то по сравнению с условиями получения помощи от ВЭБа, выпуск облигаций для компаний оказывается не кнутом, а пряником. Хотя, этот пряник говорит об ухудшении ситуации в экономике: раз правительство придумывает все новые и новые меры, которые раз за разом становятся мягче, значит ситуация не улучшается.
Отмечу одно забавное высказывание господина Шувалова: "мы туда как менеджеры не пойдем, хуже менеджеров чем мы - нет". Что это, порыв откровения или риторика? Ведь возникает вполне резонный вопрос: а как же госкорпорации, в главе которых сидят чиновники? Или все "лучшие" менеджеры утекли туда?

Российские налоговые органы похоже всерьез задумались о том, чтобы добить Олега Дерипаску налоговыми претензиями. Помимо "Базэла" в "черный список недобросовестных налогоплательщиков" попали еще несколько компаний. Я за то, чтобы все платили налоги и не использовали совсем уж "серых схем" оптимизации налогообложения, благо их и "белых" предостаточно, но выбивать из компаний последние гроши, когда они и так на ладан дышат, считаю не патриотичным и идущем вразрез с генеральной линией партии, которую проводит Владимир Путин.
В Белом Доме и Кремле упорно не хотят замечать кризис, а значит все меры правительства, направленные на преодоление "временных и незначительных сложностей", изначально исходят из неверных предпосылок. Сама борьба с кризисом или "кризисными явлениями", называйте как хотите, также не выдерживает никакой критики. Проведу бытовую аналогию, регуляторы словно плохие пожарники: когда дом уже пылает и спасти имущество невозможно, следует позаботиться о том, чтобы огонь не перекинулся на соседние здания, а не кидать боевые расчеты в пекло - пожар рано или поздно закончится самостоятельно, а вот окружающее пространство желательно обезопасить. Также и с кризисом, его надо было тушить либо в самом начале, либо уже дожидаться конца, когда господдержка может очень сильно пригодиться, сейчас она - лишь топливо для пожара и чем больше будет приниматься "актов о спасении", тем дольше будет длиться агония.
Опасность еще и в том, что бюджетные деньги рано или поздно закончатся, тогда без финансовой подушки затянется и выход из кризиса. Тем, кому суждено сгореть - сгорят, но в случае невмешательства правительств в экономику, огонь прогорел бы за полгода максимум, а потом следовало вливать в финансовую систему деньги и восстанавливать ее. Сейчас же, пламя горит уже больше года, а конца не видно да и деньги в закромах кончаются. Возникает вопрос: а на какие шишы будет происходить восстановление? В итоге, вместо полугодового шока и быстрой реанимации, мы получаем вялотекущую болезнь с периодическими осложнениями.
Правительство лично мне напоминает активно усредняющегося на медвежьем тренде быка: казалось бы, когда от инвестиции надо уже избавляться и радоваться небольшому убытку, он увеличивает размер кредита, чем усугубляет свое положение.

Пока суть да дело, руководители "Роснефти" и "Транснефти" ломанулись на прием к китайскому премьеру Вэнь Дзябяо, который гостит в Москве. На переговорах с участием Владимира Путина была достигнута договоренность о выделении до $25 млрд. кредита указанным компаниям под залог 20 летнего контракта на поставку нефти с восточно-сибирских месторождений. Мне вот тут подумалось: а не проще ли сразу отдать Китаю Сибирь по Енисей и уже не мучатся? Ведь если посудить, то Китай по этому договору получает всю тамошнюю нефть, а уже сейчас тащит через границу руду, лес и все до чего дотянется рука. Я не против Китая, но я против игнорирования национальных интересов в угоду будущему мировому лидеру, который, как показывает историческая практика, не помнит добра и зла, хотя и отличается злопамятностью (в силу специфики дальневосточных цивилизаций), а ведет свою собственную игру.

Тем временем поспевает для банкротства очередной то ли инвестбанк, то ли биржевой брокер, "Лефко-банк", который уже прекратил выдачу денег своим контрагентам, а поскольку государство конкретно этот элемент финансовой системы навряд ли будет спасать, если только не через финансирование спасителя, нас ждет очередная порция мандража.
Крупные банки пока предпочитают играть в фантики: британский Barclays хочет поменяться акциями то со "Сбербанком", то с ВТБ, непонятно одно, как обмен шила на мыло поможет справиться с кризисом?
К "Лефко-банку" грозит присоединиться "Банана-мама" (Banana-mama), у которой случился технический дефолт. Желающих спасти детскую розницу пока не видно.
Очередной margin-call раздался в офисе "Альфа-групп", если ВЭБ и дальше будет тянуть с выделением денег под рефинансирование внешних долгов, то скоро рефинансировать станет уже нечего!

Не так давно я сетовал на исчезновение вкусных булочек из заведения общепита, где у меня происходит обед, чувствую, скоро придется вообще переходить на коробочное питание на рабочем месте и распечатывать первый мешок картошки из своего погреба в гараже. Хотя, мы люди неприхотливые, нам концептуальных ресторанов для того чтобы брюхо набить не надобно!


3 комментария:

  1. П****ц настал...
    Как обычно, наше правительство спасает только свои задницы.

    ОтветитьУдалить
  2. Вот у нас масса того, что кризис есть. А по каким простым и понятным приметам можно будет почувствовать, что он подходит к концу? Упадет спрос на картошку? детей снова начнут называть экзотическими именами? Менеджеры среднего звена потянутся обеденное время в недорогие забегаловки? Скажите, какие явления надо ждать, чтобы потом им радоваться?

    ОтветитьУдалить
  3. Я подумаю над этим вопросом, поскольку ответ далеко не очевиден!

    ОтветитьУдалить