вторник, 7 октября 2008 г.

Просроченный ЧЯУЗН

Я узнал, что в США живут трусливые идиоты: на парня напала толпа полуголых девушек, а он испугался и отдал им все свои деньги! Да любой русский мужик всенепременно воспользовался бы такой уникальной возможностью. Его глядишь бы и побили, но ситуацией он бы воспользовался.
Я узнал, что деятели американского Конгресса сидят на зарплате у крупнейших корпораций. На эту мысль меня натолкнули итоги повторного голосования в Палате представителей, по результатам которого «план Полсона» все-таки был принят. Как писали в СМИ, конгрессменов завалили письмами из курирующих их фирм, с просьбами поддержать инициативу министра финансов. Не спорю, наши в Думе тоже сидят на зарплатах, но они хотя бы не показывают этого!
Я узнал, что США может перестать быть мировым лидером. Об этом я слышу периодически, но само событие все время откладывается. Может быть я доживу до этого восхитительного момента, лишь бы Россия сама к тому времени не скопытилась!
Я узнал, что наши учителя человечнее финансистов. Я не призываю всех идти и вешаться из-за потерянных денег клиентов, но можно же вести себя как-то более скромно в сложившихся обстоятельствах. С другой стороны, как кто-то отметил, самоубийство — не признак вины, а признак неуравновешенной психики. Получается, что с психикой у финансистов все в порядке, чего не скажешь об их умении распоряжаться чужими деньгами.
Я узнал, что я быдло с завышенным ЧСВ. Узнал я это, когда ездил в одно государственное учреждение, а внутрь меня не впустили администратор с охранником. После пятнадцати минут переругивания с ними (что характерно, ни они, ни я матерную лексику не использовали, но от этого было только обиднее!), выяснилось, что я как последний дебил ломился в другое здание! Так стыдно за свои действия мне еще никогда не было: пришлось извинятся, благо люди оказались нормальные и меня великодушно простили и даже дорогу показали...
Вот собственно и все! (Пока так, думаю, что следующий ЧЯУЗН будет обширнее и более разноплановым! Я очень жду отзывов: нужно ли мне длить этот проект или он оказывается лишним?)

Как и обещал, в рамках этого ЧЯУЗНа рассказываю про триаду "дурак-умный-сумасшедший" от Юрия Лотмана применительно к фондовому рынку и экономике.
Итак, согласно Лотману (и ряда направлений гуманитарной науки вообще) существует три основных вида культурных деятелей: «дурак», «умный» и «сумасшедший». Поведение и действия «умного» определяются как нормальные: он думает то, что следует думать по обычаю, правилам или практическому опыту. Поведение «умного» описывается культурой как норма и соответствует формулировкам законов и установившимся обычаям.
Поведение «дурака» зиждется на нарушении правильных соотношений между действием и требованием ситуации, вследствие чего достаточно нелепо, но предсказуемо. По большому счету, «дурак» — это деструктивный элемент культуры, наподобие вандалов. Очень многие контр-культурные и суб-культурные образования действуют по принципу «дурака».
Поведение «сумасшедшего» характеризуется свободой в нарушении любых действующих законов под эгидой своих собственных. Действия «сумасшедшего» непредсказуемы: он может существовать согласно установленным нормам, может идти против них как «дурак», а может заявить свою независимость и действовать в свободном ключе. Поведение «сумасшедшего» разрушительно для любой установившейся системы, но разрушительно в том смысле, что нарушает равновесие этой системы, приводит к смене кода. При этом поведение «сумасшедшего» оказывается чрезвычайно эффективным в периоды острых конфликтов. Таким образом, «сумасшедшие» — это деятели, это гениальные музыканты, художники, математики, физики, экономисты и т.п., которые вырывают культуру из циклической динамики, переводят ее на новый уровень.
Причем здесь фондовый рынок и аналитика? А при том, что у нас здесь тоже есть свои дураки, умные и сумасшедшие. Я хочу применить озвученную выше схему к классификации участников торгов и к действиям регуляторов на фондовом рынке.
Поведению умного соответствуют быки и медведи, которые в основном торгуют по системам и в среднем зарабатывают на соблюдении своих правил. Это либо частные инвесторы и управляющие фондами, выжимающие из рынка показатели близкие к бенчмаркам, либо активные спекулянты. Поведение дурака — овцы, свиньи и т.п. личности (я не хочу никого оскорбить — это сложившаяся терминология) — в основном демонстрируют начинающие инвесторы, которые мечутся от стиля к стилю и от системы к системе, нарушают все мыслимые и немыслимые законы фондового рынка, в итоге теряя свои деньги. Наконец, сумасшедшие, это уникумы типа Сороса и Баффетта или nachprod'а и бабы-робота eva'ы - они где-то основываются на общепринятых правилах, где-то играют от дурака на эмоциях и интуиции (хотя эмоции и интуиция — это не про указанных скальперов!), где-то изобретают совершенно новые пути извлечения прибыли.
Что же касается действия регуляторов, то здесь можно выделить «умных» ФРС и минфин США, которые пользуются схемами, разработанными во времена Великой Депрессии, показавшими свою несостоятельность во времена краха «японского экономического чуда» и навряд ли сработают сейчас. Можно упомянуть «дураков» из Зимбабве, которые в один прекрасный момент запретили инфляцию, что привело экономику этой африканской страны в состояние коллапса. А вот сумасшедших я сейчас не вижу, ибо сумасшедшим будет тот (или те), кто построит совершенно новую мировую финансовую систему, либо же вытащит текущую и пропасти в которую она валится применив методы, которые из современной экономической теории и практики невыводимы.


1 комментарий:

  1. Нечто подобное недавно обсуждалось в зале, только в другом ракурсе, касалось это образования. Вывод был следующий: образование нужно дураку, что бы он мог устроиться на хорошую работу, а умный сам всего добьется.

    ОтветитьУдалить