понедельник, 20 октября 2008 г.

Что нас ожидает?

По немногочисленным просьбам читателей начинаю новый проект: примерно раз в неделю Compressor согласился писать большой пост о ситуации на фондовом рынке. В отличие от моих эмоционально-саркастических штудий, посты Compressor'а будут выдержаны в более академическом духе и отличаться своей фундаментальностью (что говорить, если он человек совсем другого поколения и страстный поклонник Боннера).
Комментарии курсивом в [квадратных скобках] — мои, орфография и пунктуация сохранены.

Финансовые рынки в эпоху своего зарождения создавались как дополнение к промышленности, где желающие могли привлечь или разместить ресурсы на конкурентных условиях. Сейчас они превратились в «хвост, виляющий собакой» [особенно это видно в по-детски наивном стремлении нашего правительства поддержать фондовый рынок, ведь ясно-понятно, что рост цены акций никак не повлияет на результаты деятельности компаний]. Деньги давно превратились в товар, способный поднять экономику до небес или сбросить на землю. И мировая экономика все больше напоминает шоу мыльных пузырей различных размеров, появляющихся то тут, то там в регионах или активах, обильно удобренными деньгами. Еще в начале 80-х ни в одном банке не было отдела по работе с закладными и ипотечными бумагами, а концу 80-х это стало нормой. В середине 90-х редкий банк имел отдел по работе с товарными рынками, на текущий момент это престижно [добавлю: отделы по работе с деривативами — тоже жуткая для фондового рынка штука, ведь по сути дела ипотечные закладные, которые и ввели рынки в ступор, являются такими же денежными суррогатами как и фьючерсы].
Во вторник американское правительство, в лице AIG [я бы сказал, AIG в лице американского правительства, все-таки последнее обеспечивает платежеспособность первого], начнет погашение долгов Lehman Brothers в $360 млрд., рынок оценивает долг в $250 млрд. после аукциона, проведенного в пятницу 10 октября. Это только первая ласточка в длинном ряду погашения задолжностей, застрахованных в AIG в виде дефолтных свопов на сумму порядка $55 триллионов. С одной стороны процесс возврата долгов запущен и деньги перейдут к новым хозяевам, с другой – эти деньги вернутся на финансовые рынки и будут искать лучшей доли, достанется кому-то больше, кому-то меньше. Следуя здравой логике, деньги должны пойти в те регионы и отрасли, которые генерируют положительный денежный поток. Какова вероятность получения у разных регионов доли этого пирога? Америка как основной эмитент денежной массы имеет шанс только в том случае, если начнет повышать ставку до уровня в 8…10% [а ФРС на это никогда не пойдет, пока во главе него сидит Бен Бернанке], многие независимые экономисты сходились на 15%, но привлечение новых акционеров во вновь ожившие коммерческие банки показало, ниже 10% желающих нет. Европа и Япония с высоким уровнем защиты трудящихся, должна определиться с ценовой нишей потребителей своей продукции, до этого момента это были американцы с неограниченными возможностями кредитования, исключение компания ИКЕА [люблю, когда по любому поводу пинают детище Ингвара Кампарда] с низкими ценами на всех рынках. Канада и Австралия имеют преимущество перед всеми вышеперечисленными наличием природных ресурсов [в свете истории с закрытием австралийского завода «Норильского никеля», не думаю, что Австралия в состоянии реализовать это преимущество, тоже и в Канаде, — их ресурсы начинают работать только тогда, когда цены на рынке соответствующие, иначе они оборачиваются недостатками]. Развивающиеся рынки, с дешевыми ресурсами природными и людскими. Но кто сказал что все должно быть логично и правильно.
За все падение на финансовых рынках, у российского рынка были самые высокие показатели, в смысле упал он ниже всех. Причиной тому, на мой взгляд, неумение финансовых властей работать в условиях, не описанных в академических учебниках и оторванность от реальностей рыночной экономики [вот тут я бы поспорил — действия ФРС тоже не отличаются оригинальностью, единственное, что придумали у нас в стране нового — остановка торгов по любому поводу]. Чего стоят утверждения сделанные весной, что вложения в ипотечные бумаги Fanny Mae и Fredy Mac являются надежным размещением денег. Если бы политика в управлении валютным курсом рубля была более вменяемой и мы адекватно реагировали на ситуацию происходящую на финансовых рынках, то если евро упало к доллару с 1,58 до 1,33 мы имели бы курс как максимум 27,5 рублей за доллар, а то и ниже. Это снизило бы отток средств нерезидентов и мы не валились по 10% в день. Неужели у нас больше денежная масса чем в Европе? Деньги зарабатываются на чужих ошибках, заблуждениях и пороках. Но глядя на то, как мы действуем, мы ухитрились на чужих ошибках потерять.
Теперь о том как будет развиваться ситуация. Я не верю что американские власти поднимут ставку до тех уровней которые были озвучены выше. Поэтому удержать деньги им не удастся [действительно серьезный отток денег из США возможен только в случае переформатирования мировой финансовой системы, а этого всеми силами стараются избежать] и они пополнят ряды эмитентов дешевых денег, то есть присоединятся к Японии и Швейцарии, для горячих парней Carry Trade и деньги пойдут на рынки развивающихся стран зарабатывать хоть какую-то копеечку [на мой взгляд, переориентация денежных потоков приведет к надуванию очередного пузыря, не более того].

В качестве дополнения, предлагаю график, отражающий современное состояние индекса развивающихся стран, российского индекса РТС и американского S&P500 в сравнении. Лично я считаю, что разрыв наш рынок должен будет оперативно закрыть, в том числе за счет денег из бюджета. А вот потом, дрейф продолжится дальше!


Комментариев нет:

Отправить комментарий